ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ВОПРОСАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Снижение ставок взносов

Согласно действующему Закону «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы государства установлены с 1 января 2018 года в размере 4% и к 2024 году достигнут 7% от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года.

Соответственно отчисления работодателей с 1 июля 2017 года – 2% и к 2020 года – 5 % от расходов работодателя, выплачиваемые работнику в виде заработной платы.

Взносы самостоятельно занятого населения с  2017 года – 2%, к 2020 года – 7% от размера одной минимальной заработной платы и от всех видов доходов в зависимости от категории.

Взносы работников с 1 января 2019 года – 1%, в 2020 года – 2% от ежемесячной заработной платы.

В настоящее время в Сенат Парламента внесен проект ЗРК, который предусматривает снижение ставок взносов.

Так,с 1 января 2018 г государство будет отчислять за социально-незащищенные слои населения 3,75%,  с 2018 г- 4%, с 2023 г - 5%.

Взносы работодателей за работников могут составить  1% с 1июля  2017г с доведением этого показателя до  3% с 2022г.

Взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, составят с 1 июля 2017г – 5%.

Расширение списка плательщиков взносов

В настоящее время плательщиками взносов в системе ОСМС согласно действующему Закону «Об обязательном социальном медицинском страховании» являются:

1) государство;

2) работники;

3) индивидуальные предприниматели;

4) частные нотариусы;

5) частные судебные исполнители;

6) адвокаты;

7) профессиональные медиаторы;

8) физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера.

 

В настоящее время в Сенат Парламента внесен проект ЗРК, который предусматривает дополнить перечень плательщиков взносов на ОСМС следующими категориями лиц:

  • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в дипломатических и приравненных к ним представительствах иностранного государства, консульских учреждениях иностранного государства, аккредитованных в Республике Казахстан

  • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в международных и государственных организациях, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организациях и в фондах (не являющихся налоговыми агентами в соответствии с международными договорами)

Они будут платить 5% от начисленного ДОХОДА с 1 июля 2017 года.

  • НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - ИНЫЕ ЛИЦА, В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫЕ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОМ РК «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

  • ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ВЫЕХАВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РК, за исключением выехавших на ПМЖ за пределы РК.

Они будут платить 5% от 1 МЗП с 1 января 2018 года.

Расширение списка категорий граждан, за кого платит государство

Согласно пункту 4 статьи 28 действующего Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» государство делает отчисления в ФСМС за 12 категорий  граждан: 

1) дети;

2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

4) инвалиды;

5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;

6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;

7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;

8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;

10) пенсионеры;

11) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);

12) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

При этом, военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, сотрудники правоохранительных органов освобождены от уплаты взносов, но они будут продолжать получать медобслуживание в учреждениях ведомственной сети.

В настоящее время в Сенат Парламента внесен проект ЗРК, который предусматривает расширить перечень категорий лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство:

  • неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет

  • лица, завершивших обучение по очной форме обучения в ВУЗах, ТиПО, СО, а также послевузовского образования в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем завершения обучение

  • неработающие оралманы (в течение 1 года со дня регистрации)

иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК (по категориям лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 26 Закона: дети, пенсионеры, инвалиды, студенты и т.д.).

Медобеспечение военнослужащих, сотрудников специальных и правоохранительных органов, пенсионеров этих органов, отдельных категорий государственных служащих, членов их семей

Требует урегулирования вопроса предоставления медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также получателям пенсионных выплат данной категории лиц и членам их семей.

Предлагается сохранить действующий механизм, в соответствии с которым медицинская помощь военнослужащим, сотрудникам правоохранительных, специальных государственных органов, в военно-медицинских (медицинских) подразделениях (учреждениях) будет осуществляться за счет государства.

Также будет урегулирован вопрос предоставления медицинской помощи их пенсионерам (уволенным со службы по достижении предельного возраста и т.д.), членам семей и лицам, находящимся на их иждивении.

В настоящее время согласно действующему законодательству члены семей военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов не включены в перечень категорий лиц, за которых взносы платит государство.

Согласно проекту изменений и дополнений в ЗРК предполагается внедрить упрощенный порядок регистрации членов семей военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов в качестве безработного, в целях уплаты взносов за них государством.

Данной категории лицмедицинская помощь будет предоставляться как военно-медицинскими (медицинскими) подразделениями (учреждениями), так и субъектами здравоохранения.

Санаторно-курортное обслуживание будет предоставляться, как и по действующему законодательству за счет государства.

Организация работы ФСМС

Вносятся изменения компетенции администраторов бюджетных программ в связи с определением Фонда в качестве единого заказчика для всех субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и ОСМС.

ЦЕЛЬ – эффективное использование ресурсов здравоохранения, единые подходы по тарифообразованию, оплате услуг, усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения.

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В ЧАСТИ:

  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФСМС - ЕДИНЫМ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ГОБМП И ОСМС с 1 января 2018 года

  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМ И ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ФСМС в рамках ГОБМП и прочим услугам (трансфеты ФСМС: на ГОБМП, на оплату расходов за медицинское обслуживание воспитанников интернатных организаций, источник - республиканский бюджет)

  • УСИЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФСМС И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ АКТИВОВ (размещение р/счета ФСМС в НБ РК, утверждение Правительством РК правил использования резервов, активы ФСМС не могут быть изъяты, на них не может быть наложен арест).

 

 

Лекарственное обеспечение

Во исполнение статьи 31 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом РК от 14 октября 2014 года, необходимо принятие концептуальных положений, регламентирующих деятельность в сфере лекарственного обеспечения населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также внедрение этических норм продвижения лекарственных препаратов и медицинских изделий, установление запрета на выдачу лицензии на занятие  фармацевтической деятельностью физическим и юридическим лицам, не соблюдающим при производстве лекарственных средств - требования надлежащей производственной практики (GMP).

Цель – обеспечение единых эффективных подходов по закупу и оплате, обеспечение качественными лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В ЧАСТИ:

  • определение компетенций по закупу и оплате расходов на приобретение лекарственных средств, фармацевтических услуг с 1 января 2018 года

  • местные исполнительные органы – закуп и оплата вакцин, ЛС – по решению местных представительных органов

  • ФСМС – закуп и оплата фармацевтических услуг в рамках ГОБМП и ОСМС

  • определения «ТОО СК – Фармация» - единым поставщиком фармацевтических услуг для ФСМС

  • внедрение этических норм продвижения лекарственных средств

  • гармонизации требований договора о ЕАЭС в сфере обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)

 

 

Вопросы занятости

Дополнительно законопроектом предусматривается охватить вопросы занятости и социально-трудовой сферы в части:

1) пересмотра формы индивидуальной карты трудоустройства;

2) наделения компетенцией Центров занятости населения в части выдачи справки  о регистрации в качестве безработного;

3) обеспечения обязанности работодателя направлять сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение центру занятости населения;

4) приведения в соответствие норм Кодекса о здоровье и системе здравоохранения, Трудового кодекс, Закона РК «О дорожном движении»;

5) не распространения на работников в сфере здравоохранения нормы Трудового кодекса, устанавливающей запрет на работу по совместительству работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

6)  в целях улучшения редакции и защиты прав граждан предлагается уточнить норму, в соответствии с которой расторжение трудового договора по основанию достижения пенсионного возраста с уведомлением не менее чем за один месяц будет допускаться лишь с лицом, достигшим пенсионного возраста.